Проект для русских о Соединенных Штатах Америки. Блог о жизни в США: реальные факты, отзывы, обзоры, статьи, видео, интервью с известными иммигрантами. Интересные ссылки и полезные советы для приезжающих. Образ жизни в США – взгляд изнутри: культура и традиции страны, история и законодательство, штаты и туристические достопримечательности, визы.

Мифы и реальность американского школьного образования

Мифы и реальность школьного образования в США

Американское школьное образование — сколько ответов, столько и вопросов!

Непривычная система для европейского и тем более российского человека. Так ли она хороша, или же есть изъяны и проблемы в этой образовательной структуре?

Практическое отсутствие единого государственного регулирования системой образования в США расширяет границы и возможности для разных штатов пробовать «свои» образовательные стандарты и новые технологии в данной сфере. В этом есть суть прогресса!

Мы привыкли мыслить однобоко и весьма консервативно: мол, как это так -образование в Америке фактически не обязательное и фактически негосударственное? Как же так? Структура образования весьма интересна для изучения и нестандартна.

Мы уже рассказывали о том как в разных штатах активно осваивают свои элементы системы образования, а теперь решили объективно проанализировать всю систему школьного образования в США.

Американское образование с «нуля»

Система образования в США по своей структуре принципиально отличается как от российской, так и от европейской. Как там организован процесс получения образования? Как можно охарактеризовать основные ступени целостного образовательного процесса, его структурирование?

Американский ребенок оказывается включенным в активный процесс обучения уже с 5-ти лет. Из всех трех ступеней школьного образования: начальная школа(elementary school), средняя школа (middle school) и высшая школа (high school), дольше всего дети учатся в начальной школе (с «нулевого» по пятый класс).

«Нулевой» класс в американском понимании, который именуется у них «детским садом» (kindergarten), несколько отличается от «нулевки» в нашем понимании.

Этот класс выполняет здесь ту же подготовительную функцию и не является обязательным, но сам подход, а также структура и методы обучения в «нулевом» классе часто совпадают с теми, что применяются в других классах начальной школы: как по продолжительности школьного дня (те же шесть с половиной часов), так и по наличию домашних заданий.

Ученицы средней школы Америки

Обучение в средней школе длится всего три года: с 6-го по 8-й классы. И, наконец, с 9-го по 12-й класс юный американец обучается в высшей школе.

Только окончив высшую школу, он вправе поступать в колледж и университет. Однако он не обязан окончить школу, чтобы пойти работать, например, разнорабочим или в сферу обслуживания, т. е. туда, где нет необходимости в высококвалифицированном труде.

В США нет федерального закона, эквивалентного нашему закону об обязательном среднем образовании, однако нормы жизни общества, широкое применение высоких технологий, структура и функционирование экономики на микро- и макроуровнях, все это делает обучение необходимым.

Поэтому лишь порядка 2% американцев не завершает свое школьное образование, причем для большинства из них это оборачивается всего лишь временным прерыванием образования, и они несколько позже все же получают сертификаты об окончании школы.

Деление американской общеобразовательной школы на три ступени, в отличие от «нашего», не является условным. Речь идет не об одной школе, в которой обучаются дети разных возрастов с нулевого по 12-й классы, а об абсолютно разных школах, каждая из которых не только находится в отдельном здании, но имеет свой собственный преподавательский состав, свою администрацию и функционирует в качестве самостоятельной единицы в системе образования того или иного административного округа.

 

Ежегодная обязательная замена классного руководителя и смена класса для учеников

Средняя школа в США

Специфика структурирования американской школы состоит еще и в том, что как состав класса, так и закрепляемый за классом учитель меняются здесь каждый год. И происходит это вовсе не оттого, что в силу «мобильности» американцев, ученики мигрируют из школы в школу и из класса в класс. Перед началом каждого учебного года каждая школа сознательно переформировывает классы, чтобы сделать их примерно одинаковыми как по половому и расовому составу, так и по уровню подготовки, знаний, навыков и поведения учеников.

Что же касается учителей, то они, как и многие другие специалисты системы образования, медицины, страхования, и других отраслей профессиональной жизнедеятельности узко специализированы: учитель 1-го класса всю свою профессиональную жизнь учит только детей 1-го класса, учитель 5-го — только детей 5-го, и т. д.

Классные руководители старших классов могут быть «учителями-предметниками», но они тоже, как правило, узко специализированы.

 

Чему учат американских школьников

Теперь о том, чему же все-таки учат школьников и насколько эффективно это обучение. Как ни сложно в это поверить, но в США нет единой федеральной программы школьного обучения.

Вопросы учебного плана (curriculum) или определения корпуса знаний и набора предметов, которые надлежит преподавать, а также вопросы уточнения школьного календаря (даты начала и конца учебного года, четвертей, каникул и т. д.) решаются на уровне штатов и административных округов, а точнее созданными при них советами по образованию.

При этом советы вовсе не занимаются разработкой конкретных учебных программ, а лишь определяют предметы и основной корпус знаний и навыков, которым необходимо будет обучать учеников соответствующих классов.

Содержание и объем материала, который предстоит постигнуть студенту (как, впрочем, и учебники, и другая печатная продукция, предназначенная для использования в классе), уточняются в школах самими преподавателями. И тут уж остается уповать на образованность, профессиональную квалификацию и ответственность учителя, поскольку только ОН решает, чему и как учить.

Это не значит, что школы работают бесконтрольно. Функцию контроля над школой выполняют советы по образованию, которые следят за соблюдением данных ими рекомендаций и качеством преподавания.

 

Тестирование, как система оценки знаний в США

Помимо общей стратегии обучения, советы по образованию разрабатывают тесты для проверки знаний учеников в конце учебного года. Основной набор предметов, по которым проводится тестирование, включает: письмо, чтение, математику, а уже в старших классах — естествознание (азы физики, биологии, химии и других естественных наук).

Ежегодному тестированию подлежат студенты всех типов школ (публичных, частных, домашних), начиная с 3-го класса и вплоть до окончания. По результатам теста оценивается работа школы и курирующего ее совета по образованию.

Эти результаты являются основными показателями при проведении конкурсов на лучшую школу штата и страны, что в конечном итоге определяет объемы содержания той или иной школы на последующие годы. Федеральное финансирование образования в США отсутствует, и средства на образование выделяются, как правило, из бюджета штата.

Система школьных тестов в США

Результаты тестов, полученные старшеклассниками, учитываются также при их поступлении в колледжи и университеты, о чем я расскажу более подробно ниже.

Иными словами, тест — это важнейшее звено американской системы обучения (причем обучения не только школьного, но и университетского).

Именно тест здесь является основным критерием эффективности обучения, и потому сдача теста рассматривается как основная цель самого процесса обучения.

Те, кто непосредственно отвечает за выбор учебного материала и разработку программ, строят процесс обучения таким образом, чтобы сделать возможной сдачу школьниками необходимых тестов.

По существу, весь учебный процесс нацелен на своеобразное «натаскивание» студента/ученика на тест, на привитие тех навыков, без которых сдача теста будет невозможной. Как результат — из школьной программы «выдавливаются» все «ненужные» предметы (или они преподаются в минимальном объеме).

 

Проблемы американской системы образования

Тот же «прагматизм» в обучении свойствен и обучающемуся. Американский школьник, будучи еще не в состоянии определить свои цели, попадает в ситуацию, когда акцентируется инструментальная ценность вполне определенных навыков и знаний.

Знания, которые подлежат тестированию, оказываются пусть лишь на время наиболее полезными. Казалось бы, это должно стимулировать процесс образования, поскольку очевидными становятся цели самой учебы. К сожалению, американский опыт свидетельствует об обратном. И виной тому — ограниченный диапазон знаний (предметов), которые оказываются полезными.

США. Образование. МифыНеизбежность тестирования по ряду определенных предметов стимулирует изучение именно этих предметов, и лишь в том объеме, который необходим только для сдачи теста. Ясно, что при такой постановке вопроса речь не идет о некоем систематически организованном образовании, способном привить ощущение и понимание неутилитарной и несиюминутной ценности знания.

Американская школа не формирует целостного концептуального восприятия действительности, которое ассоциируется с образованием, а научает навыкам и приемам, на которые имеется социальный заказ.

Поэтому если школьник и научается писать, читать, приобретает азы каких-то научных знаний, все это носит фрагментарный (несистематический) характер. Учеба по существу сводится к тому, чтобы «зазубрить», «заучить» какой-то минимум материала, чтобы успешно сдать тест.

Весь остальной объем материала, в том числе и те предметы, которые не подпадают под тест, оказываются на периферии внимания и усилий школы.

 

Резюме. Выходит, что при всей привлекательности, американская школа ничему не научает?

Это явное заблуждение! Она как раз весьма эффективна в смысле обучения конкретным приемам и навыкам (чтения, счета, письма и т. д.), в том числе и тем, без которых невозможно поступление в колледж и университет — реальные институты американского высшего образования, то место, где непосредственно готовятся специалисты, ученые, врачи, архитекторы, юристы, одним словом, будущих полноценных граждан Соединенных Штатов Америки.

Вопрос трудоустройства этих специалистов будет решен в будущем, в основном, положительно.

Америка обладает одной из самых сильных государственных социальных программ!

 

Проблемы, мифы и реальность школьного образования в США.

Америку открыть не сложно!

Продолжение следует…

 

Опубликовал 28th Май 2011.
Размещено в Интересное.
Метки: , , , , , .



Оставить комментарий или два

Пожалуйста, зарегистрируйтесь для комментирования.